[реклама вместо картинки]

Год: 1980
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Стэнли Кубрик
Сценарий: Стивен Кинг, Стэнли Кубрик, Дайан Джонсон
Жанр: Ужасы, триллер

Главный герой — Джек Торренс — приехал в элегантный уединенный отель, чтобы поработать смотрителем во время мертвого сезона вместе со своей женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара.

"Этот фильм замечательного режиссёра Стенли Кубрика по роману популярного автора Стивена Кинга был воспринят американскими критиками очень сдержанно, самим писателем — с резким раздражением, а «умники», придумавшие позорную премию «Золотая малина», даже набрались цинизма, чтобы Кубрика номинировать за худшую режиссуру (!!!). Однако лента «Сияние» пользовалась большим успехом в прокате, оставаясь в течение десятилетия (вплоть до появления «Мизери») самой кассовой среди многочисленных версий произведений плодовитого американского сочинителя, а ныне занимая почётное третье место.

В то время, когда большинство постановщиков, дружно взявшихся за экранизации подчас действительно пугающих историй Кинга, воспроизводили как бы внешний, бытовой страх, Кубрик, который хоть и являлся американцем по происхождению, но с начала 60-х годов обосновался в Англии, проанализировал в данной картине состояние одержимости уже на бытийном уровне. Довольно неприхотливый сюжет (незадачливый писатель Джек Торренс нанялся сторожем на зимний сезон в опустевший отель «Оверлук» в горах Колорадо, начал постепенно сходить с ума и в итоге объявил охоту с топором в руках за своей женой Уэнди и маленьким сыном Дэнни) осмыслен постановщиком в традициях «готических романов», европейской романтической школы, философского понимания сверхъестественных, паранормальных явлений, которые не поддаются разгадке в житейском плане.

Отель с лабиринтами бесчисленных комнат и коридоров, залитых ослепительным и ослепляющим светом, знаменательно сопоставлен с настоящим лабиринтом около отеля, непривычно заснеженным и кажущимся оттого ещё более таинственным и мрачным. Кинематографическое мастерство Стенли Кубрика и Джона Олкотта, его главного оператора на трёх лентах, начиная с «Заводного апельсина», рождает загадочный — готический и одновременно пышный, роскошный, барочный — мир, который является, скорее всего, проекцией шизофренического сознания героя. Причём режиссёр не удовлетворяется обычным объяснением навязчивых маний Торренса, хотя при помощи актёра Джека Николсона создаёт невероятно точную картину сумасшествия как раз с психиатрической точки зрения. И его не очень-то привлекает типично кинговский мотив о ребёнке, который одарён способностью к предвидению и может избежать смерти благодаря своей телепатии.

Кубрика в большей степени интересует происхождение безумия человека, который словно заслан из прошлого, переместился во времени, оказался марионеткой в руках неведомой силы, побуждаем, помимо собственной воли, на кровавое преступление. Своеобразное проклятие над домом, довлеющее влияние призраков минувшего, ощущение безусловной чуждости настоящего мира, той физической плоти, в которую ныне помещена неупокоенная душа, — это ведь постоянные темы романтического искусства, всегда опасно увлечённого «темнотой до рождения и после смерти» (по выражению Владимира Набокова).

В американском справочнике «Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет» сказано, что в этом фильме «режиссёр слишком контролирует себя, а Николсон совершенно неконтролируем». Но в данном упрёке скрыта, наоборот, похвала чёткости и продуманности мышления Стенли Кубрика, неудержимой энергии и актёрскому «безумию» Джека Николсона. Впрочем, может быть, что прославленный постановщик в своих экранных творениях, начиная с «Бэрри Линдона», действительно чуть холоден и расчётлив."

Отредактировано Kenner (21.07.10 16:10:02)